Венчурная деятельность
Стадии развития венчурной компании
Информация о компании
Электронная библиотека
Партнеры
Полезные ссылки
Карта сайта

ЭКСПОРТ ИННОВАЦИЙ

Статьи и публикации

ЭКСПОРТ ИННОВАЦИЙ. Инновации в России. Инновационные итоги 2009. Инновационная продукция и инновационные проектыНа уровне национальных экономик существует несколько уровней ЭКСПОРТА ИННОВАЦИЙ - в зависимости от глубины передела знаний.

Первый - «экспорт» еще не реализованных бизнес-идей вместе с их носителями, то есть авторами проектов и разработчиками. Это то самое «сырье», из которого строится инновационная экономика.

Второй - продажа за рубеж готовых технологий и лицензирование.

Третий - реализация собственно инновационной продукции.

И четвертый передел - выращивание высокотехнологических компаний, которые выходят на международный уровень, участвуют в мировых цепочках создания хайтек-ценностей и превращаются в игроков, определяющих движение капиталов, технологий и знаний в глобальном масштабе.

На этом последнем этапе передела инновационной экономики - самая высокая маржа. И, пожалуй, наибольшие для государства плюсы: репутационные, экономические и даже политические.

От ЭКСПОРТА ИННОВАЦИЙ же первого уровня, с государственнической точки зрения, одни лишь минусы. По пути «экспорта» инновационного «сырья» Россия продвинулась в последние десятилетия наиболее далеко. По наблюдениям экспертов, которые работают в США уже около десяти лет, примерно для каждого десятого сотрудника хайтек-компаний в Кремниевой долине русский язык является родным. Талантливые российские инженеры, разработчики и технологические предприниматели с первоклассным образованием и идеями предпочитают строить инновационную экономику в США, а не дома. Высокая мобильность талантов - один из главных аспектов глобализации, к которому Россия никак не приноровится.

Точной статистики об объемах экспорта инноваций и утечки перспективных технологических стартапов из России не существует, поскольку, оказываясь в местах вроде Кремниевой долины, они сразу теряют свою национальную принадлежность. Одно вне всякого сомнения - это значительно подрывает потенциал дальнейшего инновационного передела знаний внутри страны и снижает темпы развития российских ИННОВАЦИЙ.ЭКСПОРТ ИННОВАЦИЙ. Инновации в России. Инновационные итоги 2009. Инновационная продукция и инновационные проекты

Если по части «инновационных мозгов» мы явный донор для развитых стран, то в технологическом смысле - ярко выраженный реципиент. Как свидетельствуют данные МВФ: поступления от экспорта интеллектуальной собственности в 2009 году были почти на порядок меньше, чем от импорта: $493 млн. против $4,1 млрд. Цифры эти, впрочем, помимо оборота технологий, включают также франчайзинговые платежи и лицензионные отчисления различного рода правообладателям, но сути дела это не меняет.

Если продолжать международные сравнения, становится понятно, что и с переработкой результатов НИОКР в высокотехнологическую продукцию, способную конкурировать на глобальном рынке, в России все тоже не очень ладится.

В 2008 году наша страна потратила на НИОКР 1,03% своего ВВП, США - 2,77%, Китай - 1,56%. Что получили на выходе? Оценивать результат правильнее всего с помощью такого критерия, как доля хайтека в структуре экспорта. В России этот показатель составил 7%, в США - 27%, в Китае - 29% (данные ООН, Comtrade database). В последние десять лет Россия на мировом рынке наукоемкой продукции довольствовалась скромной долей в 0,3-0,4%.

Правильный лозунг о том, что нужно стимулировать российские технологические компании к выходу на международные рынки, звучащий с самых различных трибун, нередко приводит к неожиданному результату: молодые инновационные компании и впрямь выходят туда, но в форме перемещения в зарубежные юрисдикции. Поближе к этим самым рынкам и западным венчурным капиталам, в более благоприятный деловой климат.

Директивным образом запретить начинать стартапы за рубежом просто невозможно. Идеальная цель - чтобы было тепло в «доме» и не возникало необходимости бежать греться к «соседу». Технологическое предпринимательство - это бизнес интеллекта, бизнес индивидуумов. И очень многое определяется тем, насколько их работа в той или иной юрисдикции комфортна и экономически целесообразна.

Технологические компании, особенно на ранней стадии, очень уязвимы: им бы справиться с инженерными и маркетинговыми рисками коммерциализации разрабатываемой технологии, а тут еще приходится тратить силы на преодоление сопротивления безразличной или даже активно противодействующей среды.

В конце 1990-х кандидат химических наук Юрий Жук искал деньги на свой проект по созданию нового вида напыления для защиты металлических поверхностей от износа и эрозии. В России он не нашел ни инвестора, ни заинтересованных промышленных партнеров среди нефте и газодобытчиков, энергетиков и химиков, на которых рассчитывал. Зато первый же выезд с презентацией проекта за рубеж увенчался успехом. После выступления к нему подошел известный британский бизнес-ангел со словами, что он готов выписать чек. Одним из условий была реализация проекта в Великобритании. Сейчас Юрий Жук технический директор и акционер базирующейся в Оксфордшире компании Hardide, акции которой уже пять лет обращаются на Лондонской фондовой бирже (на площадке AIM - Alternative Investment Market, Рынок Альтернативных Инвестиций).

Наличие венчурных денег для стартапов и внутреннего спроса на инновации - базовые, хотя и не единственные условия для превращения юрисдикции в удобную стартовую площадку, обеспечивающую вывод инновационных проектов и бизнесов на международную орбиту. Усилиями государственных институтов развития в партнерстве с частным капиталом в России с середины 2000-х удалось «вчерне» создать инвестиционную венчурную лестницу. Ее масштабы пока невелики, по оценкам экспертов в России активно действует лишь 46 венчурных фондов, но все ступеньки, позволяющие инновационным проектам подниматься от стадии «посева» до IPO с помощью последовательных раундов финансирования, уже на месте.

Реанимировать вкус к новым технологиям у промышленности усилиями государства, как показала практика, гораздо сложнее. Метод административного «принуждения к инновациям» крупных госкорпораций не всегда работает: приходится даже делать жесткие кадровые выводы в отношении высшего менеджмента - как те, на которые пошел президент Дмитрий Медведев по результатам заседания Комиссии по модернизации в Арзамасе в конце января. Хотя понятно, что страсть к ИННОВАЦИЯМ по большому счету может произойти не столько от кадровых перестановок, сколько от живой и яростной конкуренции между рыночными игроками. Конкуренции, к которой крупные государственные корпорации в силу своего рыночного положения малочувствительны.

Пока создается такое впечатление, что серьезного спроса на ИННОВАЦИИ со стороны промышленности в России не возникло. И в этом ее разительное отличие от, например, Великобритании. Здесь, если твоя ИННОВАЦИЯ действительно позволит клиенту сделать конкурентоспособный продукт, он сразу же вцепится в нее, будет испытывать, адаптировать, приезжать к тебе и даже помогать искать решение возникающих инженерных проблем. Особенно наглядно это видно на примере небольших и средних английских компаний, для которых инновации - единственный способ конкурировать с международными гигантами.

У большинства иностранных инвесторов отношение к России как к месту, где из перспективных стартапов можно выращивать глобальные бизнесы, пока скептическое. Исключение, пожалуй, составляет сфера ИТ, в силу своей специфики наиболее глобализированная и потерявшая привязку к конкретной стране.

- Заграница в большинстве случаев пока не видит, что с нами можно нормально работать в инновационной сфере как с партнерами, - говорит Евгений Боков, директор ассоциации бизнес-ангелов. - Там не понимают наших правил игры и того, как будет вести себя наше государство. Поэтому первое желание при виде перспективного российского стартапа - умыкнуть его к себе. Стал свидетелем того, как на одной из российских выставок к нашим разработчикам наноматериалов подошли корейцы: «Ребята, давайте вместе с семьями к нам: мы все забираем!» Возможности инвестировать в них здесь или создавать совместное предприятие они даже не допускали.

Отчасти такой подход понять можно: система инноваций, которая воспроизводит и продвигает проекты в России пока с пробелами, общий климат для ведения бизнеса суровый. Плюс масса проблем практического свойства.

- Поддержка государством экспортоориентированных инновационных компаний далеко не комплексная, а местами очень противоречивая, - полагает Алексей Власов, генеральный директор центра акционирования инновационных разработок. - Да, можно получить субсидию на патентование за рубежом или частичную компенсацию расходов при участии в зарубежных выставках. Но небольшим технологическим компаниям из России сложно не только войти на зарубежный рынок, но и просто выйти со своей продукцией через российскую таможню. Любой хайтек для таможни подозрителен по определению - это то, чего еще никогда не было в природе, и чего нет в таможенных каталогах. И желания сделать сквозной коридор для инновационной продукции с понятными правилами игры у властей пока не видно.

В текущий понедельник Дмитрий Медведев снова укорял крупные компании за то, что они плохо внедряют ИННОВАЦИИ. Однако на малых предприятиях, которые теоретически должны быть более активными и новаторскими, все еще хуже. Почти во всех отраслях маленькие предприятия осуществляют инновации реже, чем большие и средние.

Государство специально отслеживает только те малые инновационные предприятия, которые сдают раз в два года форму статистического наблюдения «2-МП инновации». В 2009 году Росстат обследовал 22638 малых предприятий в промышленности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды и т.п.), что составило около 55% от всех малых предприятий в промышленности. По результатам исследования выяснилось, что из 22638 респондентов только 923 малых промышленных предприятия (4,08%) осуществляли технологические инновации.

Если распространить получившийся результат на все малые предприятия в промышленности (4,08% от 40279 компаний), можно прикинуть, что в России в промышленности работает около 1643 малых инновационных предприятий. Всего в стране примерно 1,6 млн. малых и микропредприятий (без учета ИП), а значит среди них доля инновационных предприятий еще меньше - лишь 0,1%.

О модернизации постоянно говорят на самых разных уровнях власти. Но обязательная предпосылка модернизации – это наличие людей, предприятий, сообществ, которые, обладая ресурсами и возможностями, возьмут на себя ответственность за осуществление преобразований. Это в том числе малые предприятия, которые инициируют ИННОВАЦИИ, подхватываемые затем более крупным бизнесом.

Сможет ли такая горстка малых инновационных компаний - одна тысячная всех малых предприятий в стране - выступить субъектом модернизации? Кажется, вопрос риторический.

Трудность с обустройством России как площадки с режимом наибольшего инновационного благоприятствования еще и в том, что большинство проблем имеет системный характер и относится к разряду наших застарелых болячек. А это требует целенаправленной синхронизированной работы в области законодательства, создания инфраструктуры, выстраивания тонких взаимодействий в венчурном сообществе и т.д.

Работа эта более или менее осмысленно стала вестись на государственном уровне только с середины 2000-х, и занять она может не один год, если не десятилетие. И пока более глубокий инновационный передел налаживается, нам остается следить за похождениями и успехами наших инноваторов за рубежом. А что? Недавно в кулуарах экономического форума в Давосе вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов неловко пошутил: «Если задуматься, то Россия наполовину обладает Google, поскольку его создатель Сергей Брин - выходец из России». Слабое утешение, не правда ли.

 
Каталог ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Случайная новость

Хоть раз в жизни каждый человек сталкивается с переездом. Это довольно сложный и трудоемкий процесс. В этой статье вы сможете узнать о том, как самостоятельно организовать переезд. Для этого нужно учесть несколько следующих советов:

Подробнее ...

Вы стремитесь начать новый бизнес с нуля или планируете диверсифицировать уже существующий? Тогда вам следует обратить внимание на такой вид деятельности, как торговля спортивным питанием. Учитывая тот факт, что число наших соотечественников, которые стремятся вести здоровый образ жизни и иметь спортивное телосложение, неуклонно растет, данный бизнес является весьма перспективным. Он способен принести предпринимателям хорошую прибыль.

Подробнее ...

Чтобы избежать множества аварий катастрофического характера в быту и на промышленных предприятиях, используют клапан ктз. Данный клапан используется для того, чтобы осуществилось своевременное закрытие газопровода при различных ситуациях. Прекращение газа происходит автоматически. Данный вид клапана устанавливают на газопроводе подающего газ к различным бытовым приборам и в производстве. Он срабатывает при пожаре, а также при сильном нагревании.

Подробнее ...

Как компании не потерять лицо и выжить в условиях жесткой конкуренции

Легальность той или иной организации можно проверить как прямыми способами, так и косвенными. К первым относятся полная и своевременная уплата компанией налогов – своих общих и в отношении каждого сотрудника, постановка на учет во всех обязательных фондах и регулярная сдача отчетности, полная прозрачность в отношениях с клиентами. 

Подробнее ...