Резюме инвестиционного проекта. Бизнес-проект организации производства БИОТОПЛИВА и БИОДИЗЕЛЯ марки «Wood-based biodiesel»

ВЕНЧУРНЫЕ и ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ - каталог

БИОТОПЛИВО. БИОДИЗЕЛЬ. Резюме проекта. Бизнес-проект организации производства БИОТОПЛИВА и БИОДИЗЕЛЯ марки Wood-based biodieselНазвание бизнес-проекта

Бизнес-проект организации производства БИОТОПЛИВА и БИОДИЗЕЛЯ марки «Wood-based biodiesel».

Цель бизнес-проекта

Производство БИОДИЗЕЛЯ - продукта, позволяющего резко уменьшить выбросы вредных веществ при эксплуатации автомашин.

Производство БИОТОПЛИВА - продукта, позволяющих резко уменьшить выбросы вредных веществ при эксплуатации котельных установок.

При реализации проекта происходит создание новых рабочих мест.

Источник сырья

Отходы целлюлозно-бумажных комбинатов (шлам-лигнин) – бесперебойное сырье для производства биодизеля.

Россия – обладатель четверти мировых лесных запасов и, следовательно – одной из самых развитых промышленностей - целлюлозно-бумажной.

В России около 40 ЦБК, производящих по совокупности в месяц около 30 000 тонн отходов - шлам-лигнина. Все они заинтересованы в утилизации этих отходов, что и предполагает производство БИОДИЗЕЛЯ и БИОТОПЛИВА. Переработка данных отходов улучшает экологическую ситуацию в стране.

В основе бизнес проекта – инновационная разработка ученых. Произведена опытная партия продукта, успешно прошедшая тестирование на соответствие европейскому стандарту EN 14214.

Россия - страна номер один в производстве биотоплива нового поколения - биодизеля из продуктов переработки лесохимии.

Цели и причины производства БИОТОПЛИВА из альтернативных источников сырья

  • Предотвращение загрязнения окружающей среды, снижение объемов выбросов ядовитых веществ и газов, вызывающих парниковый эффект
  • Сохранение запасов нефти в мире
  • Энергетическая независимость от стран, владеющих природными энергоресурсами
  • Возобновляемость биотопливных источников энергии
  • Появление новых продуктов и рынков, в том числе новых рабочих мест

Прогнозируемая емкость рынка

В России применение БИОДИЗЕЛЯ и БИОТОПЛИВА пока еще находится в зачаточном состоянии. Поэтому на первом этапе сбыта рассматриваются страны ЕС, где прогнозируемая емкость рынка биотоплива отчетливо видна на основании решений правительств стран Европы.

По итогам 2005 года доля биотоплива в структуре потребления бензина в странах ЕС составила 1%, в том числе в Германии - 3,75%.

Директива ЕС по использованию биологических источников энергии, принятая в 2003 году, предусматривает, что доля биодизельного топлива в структуре потребления бензина и дизеля должна достичь 5,75% в 2010 году. Комиссия ЕС предполагает, что Директива сформирует потребность рынка в 10,5 биллиона литров (около 9,5 млн. тонн) биодизеля к 2010 г.

Еврокомиссия предлагает к 2020 году удвоить долю биодизеля в структуре потребления бензина на территории стран ЕС и довести ее до 10% (по сообщению Еврокомиссии).

Преимущества БИОДИЗЕЛЯ

Недостатки биодизеля из пищевого сырья

  • Отсутствие свободных сельхозугодий в Европе
  • Увеличение посевных площадей под биотопливные культуры, что ведет к уменьшению продовольствия
  • Истощение почвы масляничными культурами
  • Высокая себестоимость - выше стоимости бензина из нефти

Преимущества биодизеля 

Преимущества биодизеля, произведенного из продуктов переработки лесохимии перед аналогами из пищевого сырья:

  • Утилизация отходов при производстве биодизеля - самый экологический биотопливный проект
  • Дешевый источник сырья без использования посевных площадей и их последующего истощения - самый экономичный биотопливный проект
  • Отсутствие глицерина и серы – самый чистый биотопливный продукт
  • Температура замерзания намного ниже -18˚С - самый оптимальный биотопливный продукт

БИОТОПЛИВО. БИОДИЗЕЛЬ. Резюме проекта. Бизнес-проект организации производства БИОТОПЛИВА и БИОДИЗЕЛЯ марки Wood-based biodiesel

Экономическая и экологическая необходимость бизнес-проекта

Изучение альтернативных возобновляемых источников углеводородного химического сырья не нефтяного происхождения и разработка эффективных энергосберегающих технологий их переработки в различные органические продукты и полупродукты, являющиеся исходным сырьем для дальнейших химических превращений, всегда были одной из актуальнейших задач, стоящих перед промышленностью основного органического синтеза.

Уже сегодня повышенное внимание к экологическим проблемам, ограниченность запасов нефти и газа, дефицит и высокая стоимость синтетических продуктов вызывает настоятельную необходимость интенсификации разработок в области, связанной с научными основами технологий переработки нетоксичных альтернативных источников сырья для производства различных химических соединений, материалов, биотоплив и других разнообразных продуктов на их основе.

Сегодня таким углеводородным альтернативным источником может оказаться биомасса, представленная техническими жирами животного происхождения, а также природными маслами, получаемыми на основе переработки маслосодержащих растений и древесины. Все они обладают высокими экологическими свойствами (биоразлагаемость, нетоксичность), являются возобновляемым сырьем, а по химическому составу ближе всего стоят к углеводородам нефти. Все это существенно повышает интерес к масложировому сырью, производство и переработка которого во всем мире, уже приближается к величинам сравнимым с уровнем переработки нефти, а также определяет его значение на перспективу.

По известным зарубежным технологиям дизельное биотопливо изготовляется из возобновляемых источников сырья, включая растительные масла на основе рапса, канолы, сои, хлопка, подсолнечника, а также животных жиров.

С начала прошлого века разработка биотоплива за рубежом прошла несколько этапов и в настоящее время оно быстро становится реальным заменителем дизельного топлива из минерального сырья. Основное преимущество промышленного использования биотоплива по сравнению с нефтяным состоит в том, что выделенное определенным способом из растительных и животных тканей оно сразу может быть непосредственно применено в технике, причем без какой либо дополнительной или предварительной переработки.

В основе предлагаемого бизнес-проекта лежат НИР, направленные на расширение номенклатуры топлив не нефтяного происхождения, проводимые на кафедрах Химической технологии органических веществ (ХТОВ), ДВС и ЯГТУ, под руководством ведущих специалистов.

В отличие от зарубежных аналогов (экзотических растительных масел) особое внимание уделяется привлечению дешевых отходов отечественной масложировой промышленности (соапстоков растительных масел), а также бросовых (лигносодержащих отходов таллового масла), скопившихся в прудах-накопителях большинства целлюлозно-бумажных комбинатов России.

Научные исследования направлены на разработку методов выделения масложировых компонентов из отходов, а также разработку эффективной технологии их последующей переработки в сложные алифатические эфиры. Последние предлагается использовать в качестве сырья для органического синтеза, экологически чистого топлива для двигателей с искровым зажиганием, дизельных агрегатов, а также в качестве экологически чистого котельного топлива, который частично или полностью заменяет мазут.

Проведенные в рамках бизнес-проекта предварительные исследования показали, что переход на биокомпонентное дизельное топливо позволит существенно снизить выбросы сернистых и других соединений присущих нефтяным видам топлива, а также практически прекратить избыточное поступление СО2 в атмосферу, так как при сгорании биотоплива выделяется столько же СО2, сколько было поглощено его во время роста растений.

Эта технология в ближайшее время может быть доведена до этапа промышленного внедрения и может предлагаться нефтеперерабатывающим предприятиям для реализации при невысоких капитальных затратах. Технологию можно легко адаптировать при изменении свойств сырья и требований к получаемым продуктам. Таким образом, она в максимальной степени соответствует ситуации, характеризующейся постоянным ужесточением требований к топливам.

Общеизвестно, что на современном этапе развития химической и энергетической промышленности в качестве основного исходного сырья главным образом используются углеводороды на основе нефти и газа. Обладая рядом преимуществ по сравнению с другими углеводородными источниками, они имеют один существенный недостаток – к сожалению, все они исчерпаемы, то есть конечны.

Единственным на сегодняшний день приемлемым альтернативным источником энергетического и химического сырья является биомасса, запасы которой практически безграничны. Она образуется при фотосинтезе в количестве 200 млрд. т. в год, в том числе:

  • 40 млрд. т. - в виде древесины
  • 10 млрд. т. - в виде жировых тканей биологических организмов
  • 2 млрд. т. - в виде маслосодержащих растительных продуктов

Поэтому в нашей стране и, особенно за рубежом, в последнее время большое внимание уделяется таким возобновляемым источникам сырья, в частности углеводородам на основе масложировых и маслосодержащих отходов. К ним относятся технические растительные масла - хлопковое, соевое, подсолнечное, рапсовое, льняное и т.д., а также технические животные жиры и талловое масло, являющееся отходом лесохимического производства.

За рубежом наличие таких возобновляемых углеводородных продуктов составляет более 250 млн. т. в год. В нашей стране производство технических масел, а также жиров растительного и животного происхождения, безусловно, намного скромнее, но учитывая бурно развивающийся рост лесопромышленного комплекса, колоссальные запасы растительного сырья, а также обширные территории для их воспроизводства ближайшем будущем все это может поставить нашу страну в ряд наиболее развитых стран в области производителей и переработчиков такого вида углеводородного сырья не нефтяного происхождения для производства топлив и разнообразных химических продуктов.

В предлагаемом бизнес-проекте будут представлены разработанные технологии, возобновляемых углеводородных источников в химическую промышленность, главным образом в производство поверхностно-активных веществ (ПАВ), пластмасс, пластификаторов, основных компонентов лакокрасочных материалов и других полимеров, обладающих комплексом полезных свойств – биоразлагаемостью и нетоксичностью. Особое внимание уделено вопросам использования возобновляемых источников углеводородов для применения их в качестве топлив или в виде добавок (биокомпонентов) к традиционному дизельному топливу (нефтяному) с приданием ему оптимальных показателей качества.

В 2005 году в дизельное топливо за рубежом уже вводилось более 4 млн.т. углеводородов на основе возобновляемого сырья. Наблюдаемый во всем мире дефицит нефти, постоянный рост цен, нестабильность поставок сырья и зависимость от импорта нефти вновь пробудили интерес к производству дизельного топлива из растительного масла.

По известным зарубежным технологиям биологическое дизельное топливо изготавливается из возобновляемых источников сырья, включая растительные масла (соевое хлопковое, подсолнечное и животные жиры).

С начала прошлого века разработка этого вида топлива прошла несколько этапов и в настоящее время оно быстро становится реальным заменителем дизельных топлив из минерального сырья. Первый стандарт на биологическое дизельное топливо был разработан для топлива, полученного из рапсового масла.

Разработанные в Австрии технические условия ON C 1191 на сложные метиловые эфиры жирных кислот предусматривали возможность использования широкого ряда триглицеридов, включая свежие и отработанные масла и жиры растительного и животного происхождения. Последним стандартом на биологическое дизельное топливо является в выпущенный в Германии проект технических условий DIN E 51.606. Эти ТУ разработаны с учетом гарантий, предоставляемых основными изготовителями дизельных двигателей, включая компании Ford, John Deere, Mercedes-Benz и Volvo.

Существующие активы для реализации бизнес-проекта

Сырье

Сырье - договор на поставки сырья на 5 лет с правом пролонгации.

Оборудование

Оборудование - фирмы УкрБудМаш - запуск промышленного производства биодизеля в объеме от 500 тонн/мес.

Технология

Разработана технология и как результат - чистый, энергоемкий биодизель со следующими показателями (результаты проверки Wood-based biodiesel даны австрийской и германской фирмой):

Наименование показателей

ASTM D-6751

EN 14214

Характеристики биодизеля из продуктов переработки лесохимии

Содержание метиловых эфиров, % (m/m)

-

>96,5

97,15

Плотность (при температуре 15°С), кг/м3

-

860-900

860-900

Вязкость (при температуре 40°С), мм2

1,9-6,0

3,5-5,0

3,47

Температура вспышки в закрытом тигле, °С

>130

>120

160

Сера, мг/кг

<0,05 (%)

<10

<0,02

Цетановое число

>47

>51

52

Сульфированная зола, % (m/m)

<0,02

<0,02

0,012

Массовая часть воды, %

<0,05

<0,05

0,01

Испытание на медной пластине

<No.3

Class 1

выдерживает

Кислотное число, мгКОН/г

<0,8

<0,5

0,2

Массовая доля метанола, % (m/m)

-

<0,2

<0,1

Массовая доля моноглицеридов, % (m/m)

-

<0,8

<0,5

Массовая доля диглицеридов, % (m/m)

-

<0,2

<0,1

Массовая доля триглицеридов, % (m/m)

-

<0,2

<0,1

Массовая доля свободного глицерина, % (m/m)

<0,02

<0,02

<0,02

Общее содержание глицерина, % (m/m)

<0,24

<0,25

<0,1

Йодное число

-

<120

<100,02

Содержание фосфора, мг/кг

<0,001%

<10

<5,0

Содержание металлов I группы (Na, K)

-

<5,0

<5,0

Содержание металлов II группы (Ca, Mg)

-

<5,0

<5,0

Коксуемость, % не более

-

0,3

0,2

Прогноз продаж

На сегодня проведены предварительные переговоры на поставку биодизеля марки «Wood-based biodiesel» в Германию и Австрию в объемах до 1000 тонн в месяц.

В последующем возможно использование биодизеля в программах, аналогичных программе «Городской автобус» с целью улучшения экологической составляющей наших городов.

На первом этапе развития предполагается выпуск до 500 тонн биодизеля в месяц.

Организация производства БИОДИЗЕЛЯ

Для организации производства биодизеля имеются все предпосылки:

  • свободные производственные и складские площади – 1000 кв.м
  • свободные мощности по электроэнергии – 100 кВт.
  • достаточное количество квалифицированной рабочей силы
  • наличие научных кадров
  • апробированная технология

Необходимые инвестиции

Для реализации инвестиционного проекта производства БИОДИЗЕЛЯ требуется закупка оборудования в счет капитальных затрат (CAPEX):

Наименование оборудования

количество

цена, руб.

итого, руб.

реактор химический двухконтурный с мешалкой работающий под давлением из нержавеющих материалов размером 10 м3

2

750 000

1 500 000

обратный холодильник диаметром 120 мм

1

170 000

170 000

вакуумный насос производительностью 250 л/с

1

1 200 000

1 200 000

бак нержавеющий 1 м3

2

30 000

60 000

разгонный аппарат производительностью 1м3/час

1

1 500 000

1 500 000

искро-взрыво безопасный насос, 100 л/мин

4

25 000

100 000

парогенератор, 1 т/час

2

600 000

1 200 000

трубопроводы, КИП

 

 

500 000

емкости накопительные, 60 т

10

200 000

2 000 000

пусконаладка

 

 

500 000

сертификация

1

 

250 000

Итого:

 

 

8 980 000

Всего для запуска проекта требуются инвестиции в размере 20 млн. руб. (670 000 $):

  • 9 000 000 руб. – оборудование
  • 3 000 000 руб. – ремонт цеха
  • 8 000 000 руб. – оборотные средства

Увеличение производства биодизеля до 100 тыс. т. в год несет в себе затраты до 3 млн. евро.

Финансово-экономические показатели бизнес-проекта

Себестоимость продукта на начало 2010 г. составляет 9 000-10 000 руб./тонна.

Цена продажи – 600 $/тонна (17 000-18 000 руб.) на условиях FCA Центральный регион России.

Доход составляет 7 000-9 000 руб./тонна.

Налоговые отчисления: 1-1,5 млн. руб./месяц

После уплаты налогов, планируемая прибыль 5 000-6 000 руб./тонна.

При выходе на планируемую производительность 500 тонн/месяц (5 месяцев с начала производства) чистая прибыль будет составлять 2,5-3 млн. рублей в месяц.

Окупаемость проекта 13-15 месяцев

ТЭП бизнес-проекта организации производства БИОТОПЛИВА и БИОДИЗЕЛЯ марки «Wood-based biodiesel» см. в разделе ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ по ссылке.